ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Зачем нужен ТОС?

2017-11-21-1

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Зачем нужен ТОС?

ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.

Благодаря  деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

·         подъезд многоквартирного жилого дома;

·         многоквартирный жилой дом;

·         группа жилых домов;

·         жилой микрорайон;

·         сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

·         иные территории проживания граждан.



ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:



1.     организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;

2.     совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;

3.     разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;

4.     принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;

5.     вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;

6.     принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;

7.     направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;

8.     проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;

9.     содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;

10.выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;

11.выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;

12.вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;

13.привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;

14.осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии. Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории. Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС  для осуществления отдельные муниципальные полномочия.  

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.